Грабли пятнадцатые: Онего. 2000 год.
Поход
наш начался в славном городе Кондопога 10.07.2000, это на северо-западе
озера (второй или третий по величине город Карелии). В два часа пополудни
под проливным дождем сгрузились мы с Диретором на перрон, перекурили
и подали вещи в зал ожидания. Директор сходил в магазин прикупить макарон,
мы много курили и глядели на пасмурное небо, откуда лило с завидным
постоянством. По прошествии двух часов, мы немного акклиматизировались,
сняли борт (марки Форд – типа Газель) и отправились километров за десять
от Кондопоги по северному побережью одноименной губы. Куда и прибыли
под проливным дождем и юго-восточном ветре до 10 м/с. После непродолжительных
(~ 2-х часов) дебатов, что делать и куда податься, поставили тент и
начали плавно собирать кораблик, одновременно кушая супчик и пия чай.
Часам к десяти (время очень примерное, ибо дневник никто не вел) ветер
изменился на западный, дождик перестал, и мы тронулись до Великих островов
(по-моему, местные именно так их называют), где и встали часов в 11-12
ночи. Стоянка очень приличная – лобик, хороший сход к воде, в целом
– на 4+.
Следующий
день мы релаксировали, акклиматизировались, выпивали и расслаблялись.
Например попытка развести спирт кипятком привела к небольшому пожару,
в коем погибла поллитра спирта (а Директор меня предупреждал, что нельзя
вливать спирт в кипящую воду, когда кружка стоит на непогашенной газовой
гарелке...)
12-го вышли в лавировку короткими галсами. Часа за полтора довлеклись
до южной оконечности островов, где приняли супчику, перекурили и тронулись
на Чаж. Шли в лавировку, при ветре медленно заходящем к северу через
восток. Где-то от загубка, хорошо различимого на карте, ветер окончательно
ушел на север-северо-запад, и мы в галфвинд шустренько обогнули Чаж
и затекли во внутреннее озерко, на карте, впрочем, не обозначенном (но
в узких кругах - известном).
13-го вдуло с юго-востока баллов на шесть-семь, пену срывало на пару
метров. Директор очень довольный пускал змея, я снимал гадюк, разбивающиеся
волны и ныряющего в них Директорского змея (извиняюсь за нелитературный
повтор).
14-го вышли часа в три, сперва пошли под большим стакселем, но очень
болтало. На выходе из загубка на большую воду отрвался румпель, немножко
обосравшись, удалось воткнуть его на место (выпала шпонка, удерживающая
его в пластмассовой хреновинке). Воткнулись в островок (там рядом с
Чажем есть несколько), починились, перекурили, поехали. Сперва опять
под стакселем, потом воткнули полного грота (грот от Луча, стаксель
от 470), а то очень сильно болтало – когда появился ход пошли много
спокойнее. Бейдевинд около 5-ти м/с, волна до 50 см, отдельные барашки.
Повлеклись через Горскую губу. За полтора часа пересекли губу, но как
только увалились до фордака, бросило в брочинг (хорошо бросило), скинули
грот. Слегка пришли в себя, исполнили из грота некую тютю (что-то такое
полузарифленное) и через час воткнулись на любимую Борисычем галечную
косу.
15-го дуло, шли грозы, а под вечер, когда Директор уже настаивал на
отправлении – 2-3 м/с, волны нет, тишина… с любимого юго-востока приехало
такое, чего мы еще не видели: рвущаяся в клочья туча, и пронесшийся
по восточному побережью шквал: от Леликовского до Уницкой губы минут
за десять-пятнадцать озеро вскипело, над водой появилось облако водной
пыли, на нашем бергу ветер усилился до 15-20 м/с. Директор ехать немедленно
расхотел.
16-го стояли на Сяре, в основном под впечатлением виденного давеча.
К вечеру чуть не поругались из-за тонкостей проводки такелажа. Увидели
идущий к нам на веслах Альбатрос, пошли встречать, прошли километра
два, стало совсем темно, вернулись (Альбатрос похоже затек в щель на
Сяре).
17-го Директор поднял меня часов в 11 к уже собранному кораблю и в 12
я повел кораблик к Узкой Салме. Палящее солнце, ветер юго-юго-запад,
почти без трудностей довлеклись до островков южнее Узкой Салмы, где
практически заштилели. По выходе из них ветер, пошел с востока и усилился
до 4-5 м/с. Дошли до Леликовского, потыкались в его окрестностях в поисках
стоянки, все на троечку. Пошел дождь. Воткунулись, поставили тент, вдуло
“по самые помидоры”. Дождь пробивал тент, видимость метров 10, порывы
ветра до 20 м/с. И так два часа. После чего, уже не задумываясь, легли
спать на склоне градусов в 10.
18-го уверенно дул юго-восток, метров 7 со шкваликами. Часа в четыре
попробовали пропихнутся в глубь шхер – … Но через узость протолкнулись.
Зарифились, сменили стаксель, поели супчика. Ветер затих, поехали короткими
галсами в глубь шхер. Часов в 11 вечера – сразу после захода солнца,
приблизились к судовому ходу, и тут зашквалило. Под полным гротом корабль
стал неуправляем, затекли в ветровую тень, зарифились и вышли на ветер.
Обогнули остров, увалились до бейдевинда, и тут вдуло так, что едва
не кувырнулись через носы. Волна достигла 20 см (и это в шхерах), Директор
сбросил грота и мы, как в старые добрые времена, под одним маленьким
стакселем стали делать 5 км/час. Зачалились на «детском» острове у Сенной
губы (детский он потому, что в 1991 году мы
с Генералом вывозили туда жен и детей).
19-го всех ломало (не подумайте плохого, Директор не пил вообще, а я
не больше 150 грамм), ехать не хотелось категорически, и мы не поехали.
Дуло свежо с юго-востока, изредка капало.
20-го повлеклись на Кижи. Ехали неспешно, на фарватер не вылазили (я
нашел маршрутик без приключений, а впреждние времена ходили исключительно
по фарватеру, шугаясь всех проплывающих мимо кораблей - он - фарватер
- там метров 200, а корабли класса река-море), перед Кижами пересекли
фарватер и ушли к северной оконечности Клименецкого.
Смеркалось, задуло с севера, стали искать стоянку. Нашли один островок
средней паршивости, но когда причалили, собака категорически отказалась
на нем остаться: т.е. мы с Директором бродим по галечному пляжику, осматриваемся,
а собака, только ступив на берег, пописал и забрался обратно на корабль,
откуда сходить отказался. Мы переглянулись и решили, что стоять здесь
не надо. Сделали еще несколько попыток найти стоянку, но потом тронулись
чере Великую губу, которую и пересекли часа через два под небольшим
дождем. С юго-востока (ветер северный) тем временем подъехало, воткнулись
на Лейнаволок, поставили тент, пока лило, выпили по 50 грамм и поели
сала. Отвалили часа через полтора и уже в полной темноте зачалились
к островку напротив Типиниц (в 1990 году мы
там прожили два дня, островок приболоченный размером метров 150 на 200,
но с удобной бухточкой). Поход приобрел оттенок «похода по местам боевой
славы».
21-го часа в три пополудни показалось, что низовой ветер пошел с юго-востока,
вышли. Обогнули мыс, но уверенно дул восток, немножко поболтались у
мыса и зачалились на песчаный пляжик поесть супчика. На всякий случай
поставили тент… После чего час снимал на камеру буйство природы, а последний
дождь закончился в пять утра на следующий день. (Дожди – это грозы с
иллюминацией, музыкой, видимостью до 15-ти метров и порывами ветра до
20-ти м/с.)
22-го в 11 отошли от пляжика, при этом Директор по пояс отгонял нас
в прибое. Попытка пойти на север окончилась провалом, вернулись на исторический
островок (там, кстати, остались наши дрова с 1990 года!!!, но мы их
сожгли). Тент поставили по привычке, при этом я его слегка порвал натягивая.
Через пять минут полило так, что пробивало тент и водная пыль мочила
нас и вещи, накрыли барахло чернухой (это черная резиновая тряпка 2х4
м). Поели супчика. Я прилег и заснул на часик. В 18.00, когда я открыл
глаза, Директор сообщил, что ветер действительно ушел на юго-восток.
Через 45 минут вышли с условием ломаться до конца, или, если не поедем,
отвернуть в Великую. Но поехали на север, и хорошо поехали. До 24.00
прошли Тамбиц-Нос. К 5-ти утра дошли до Кузаранды. В 8.30 зачалились
на Клим-Носе.
23-го встали в 3, часов в 6 поехали к Ажепу, сначала в лавировку между
Палеостровом и Речным (дуло с запада-юго-запада, а я как раз на фоне
палеостровского монастыря - белое пятнышко сзади). После чего пошли
в бакштаг, без волны под полным гротом и маленьким стакселем. На карте
видна деревушка между Клим-Носом и Ажепом, мы до нее от Речного дошли
за полчаса! – 12-14 км/ч. Почти все время шли на глиссировании, очень
спортивно, но долго так не продержаться, очень устаешь – корабль с трудом
удерживаешь на курсе, центровка никакая, приходится отрабатывать каждую
маленькую волну. После чего ветер стих метров до трех, и еще через полтора
часа воткнулись на Ажепе с северной стороны. Хорошая стоянка была занята,
поэтому встали не доехав до нее метров 100, там, в заливчике, тоже пляж,
но встать там можно только на песке (где пришлось похоронить недоеденный
скелет теленка, да еще и полить могилку спиртом, чтобы Хаяма не порылся).
24-го утром, до 12, при свежеющем северо-востоке успели отвалить от
Ажепа без водных процедур. Через два с половиной часа по компасу затекли
в Кефтень губу, я слегка побаловался на волне, но Директор это не одобрил.
После непродолжительной (около полутора часов) лавировки и изредка гребли
в 15.30 встали на стоянке 1990-го года. Искупались, разделись до трусов
и стали сушиться и вязаться. Не смотря на ясную погоду тент поставили
(посушиться)…
25-го утром температура упала до 17-ти, пошел дождь и задул северо-восток
(судя по силе ветра в губе, на озере дуло метров 15-20). Собирались
до 10, потом отправились ловить машину или автобус. В начале 12-го я
вспомнил, что оставил на стоянке Хаямов намордник и поскакал за ним,
в это время прошел автобус. Но Директор сказал, что нас все равно бы
не посадили, там было слишком много народу. К часу дня ситуация стала
выглядеть занятно: поезд в 15.30, а мы еще в Кефтени (а это в 50-ти
км от Медвежьегорска), льет дождь, собака сидит под чернухой, а мы как
два цуцика смотрим в даль и уже ощутимо даем дуба. Но все закончилось
благополучно – не успели мы докурить последнюю сигарету (в прямом смысле
сигареты кончились), как удалось снять УАЗик. В Мед.Горе без приключений
погрузились на поезд, не считая мелкого недоразумения: я подал часть
вещей на третий путь и они оказались отрезанными от нас поездом, идущим
в другую сторону, но эту проблему решили без жертв.
Выводы
и впечатления...
<< - >?