зачем  грабли ; чайнику


Вступление на грабли (1984-1985). Грабли: 1986 (Энг-Озеро), 1987 (Онего), 1988 (Онего), 1989 (Онего), 1990 (Онего), 1991 (Онего), 1992 (Онего), 1995 (Белое море, Онего), 1996 (Ладога, Волга), 1997 (Онего), 1998 (Онего), 1999 (Белое море), 2000 (Онего) 2001 (Онего)


Выводы и впечатления: 1986 (Энг-Озеро), 1987 (Онего), 1988 (Онего), 1989 (Онего), 1990 (Онего), 1991 (Онего), 1992 (Онего), 1995 (Белое море, Онего), 1996 (Ладога, Волга), 1997 (Онего), 1998 (Онего), 1999 (Белое море), 2000 (Онего)


Грабли пятнадцатые: Онего. 2000 год.

Поход наш начался в славном городе Кондопога 10.07.2000, это на северо-западе озера (второй или третий по величине город Карелии). В два часа пополудни под проливным дождем сгрузились мы с Диретором на перрон, перекурили и подали вещи в зал ожидания. Директор сходил в магазин прикупить макарон, мы много курили и глядели на пасмурное небо, откуда лило с завидным постоянством. По прошествии двух часов, мы немного акклиматизировались, сняли борт (марки Форд – типа Газель) и отправились километров за десять от Кондопоги по северному побережью одноименной губы. Куда и прибыли под проливным дождем и юго-восточном ветре до 10 м/с. После непродолжительных (~ 2-х часов) дебатов, что делать и куда податься, поставили тент и начали плавно собирать кораблик, одновременно кушая супчик и пия чай. Часам к десяти (время очень примерное, ибо дневник никто не вел) ветер изменился на западный, дождик перестал, и мы тронулись до Великих островов (по-моему, местные именно так их называют), где и встали часов в 11-12 ночи. Стоянка очень приличная – лобик, хороший сход к воде, в целом – на 4+.

Директор пускает змея. Красное и зеленое. Мы с Хаямом на Великих.

Следующий день мы релаксировали, акклиматизировались, выпивали и расслаблялись. Например попытка развести спирт кипятком привела к небольшому пожару, в коем погибла поллитра спирта (а Директор меня предупреждал, что нельзя вливать спирт в кипящую воду, когда кружка стоит на непогашенной газовой гарелке...)
12-го вышли в лавировку короткими галсами. Часа за полтора довлеклись до южной оконечности островов, где приняли супчику, перекурили и тронулись на Чаж. Шли в лавировку, при ветре медленно заходящем к северу через восток. Где-то от загубка, хорошо различимого на карте, ветер окончательно ушел на север-северо-запад, и мы в галфвинд шустренько обогнули Чаж и затекли во внутреннее озерко, на карте, впрочем, не обозначенном (но в узких кругах - известном).

Прибой на Чаже. Гадюки полуострова Чаж. Квадратные волны Чажа.


13-го вдуло с юго-востока баллов на шесть-семь, пену срывало на пару метров. Директор очень довольный пускал змея, я снимал гадюк, разбивающиеся волны и ныряющего в них Директорского змея (извиняюсь за нелитературный повтор).
14-го вышли часа в три, сперва пошли под большим стакселем, но очень болтало. На выходе из загубка на большую воду отрвался румпель, немножко обосравшись, удалось воткнуть его на место (выпала шпонка, удерживающая его в пластмассовой хреновинке). Воткнулись в островок (там рядом с Чажем есть несколько), починились, перекурили, поехали. Сперва опять под стакселем, потом воткнули полного грота (грот от Луча, стаксель от 470), а то очень сильно болтало – когда появился ход пошли много спокойнее. Бейдевинд около 5-ти м/с, волна до 50 см, отдельные барашки. Повлеклись через Горскую губу. За полтора часа пересекли губу, но как только увалились до фордака, бросило в брочинг (хорошо бросило), скинули грот. Слегка пришли в себя, исполнили из грота некую тютю (что-то такое полузарифленное) и через час воткнулись на любимую Борисычем галечную косу.

Стоянка на Сяре. Наш корабль позирует без экипажа.


15-го дуло, шли грозы, а под вечер, когда Директор уже настаивал на отправлении – 2-3 м/с, волны нет, тишина… с любимого юго-востока приехало такое, чего мы еще не видели: рвущаяся в клочья туча, и пронесшийся по восточному побережью шквал: от Леликовского до Уницкой губы минут за десять-пятнадцать озеро вскипело, над водой появилось облако водной пыли, на нашем бергу ветер усилился до 15-20 м/с. Директор ехать немедленно расхотел.

Надо что-то делать. Директор за работй. Прибой (крупный план). Зеленые камни Горской губы.


16-го стояли на Сяре, в основном под впечатлением виденного давеча. К вечеру чуть не поругались из-за тонкостей проводки такелажа. Увидели идущий к нам на веслах Альбатрос, пошли встречать, прошли километра два, стало совсем темно, вернулись (Альбатрос похоже затек в щель на Сяре).
17-го Директор поднял меня часов в 11 к уже собранному кораблю и в 12 я повел кораблик к Узкой Салме. Палящее солнце, ветер юго-юго-запад, почти без трудностей довлеклись до островков южнее Узкой Салмы, где практически заштилели. По выходе из них ветер, пошел с востока и усилился до 4-5 м/с. Дошли до Леликовского, потыкались в его окрестностях в поисках стоянки, все на троечку. Пошел дождь. Воткунулись, поставили тент, вдуло “по самые помидоры”. Дождь пробивал тент, видимость метров 10, порывы ветра до 20 м/с. И так два часа. После чего, уже не задумываясь, легли спать на склоне градусов в 10.

Фотограф-завхоз, по совместительству - капитан.


18-го уверенно дул юго-восток, метров 7 со шкваликами. Часа в четыре попробовали пропихнутся в глубь шхер – … Но через узость протолкнулись. Зарифились, сменили стаксель, поели супчика. Ветер затих, поехали короткими галсами в глубь шхер. Часов в 11 вечера – сразу после захода солнца, приблизились к судовому ходу, и тут зашквалило. Под полным гротом корабль стал неуправляем, затекли в ветровую тень, зарифились и вышли на ветер. Обогнули остров, увалились до бейдевинда, и тут вдуло так, что едва не кувырнулись через носы. Волна достигла 20 см (и это в шхерах), Директор сбросил грота и мы, как в старые добрые времена, под одним маленьким стакселем стали делать 5 км/час. Зачалились на «детском» острове у Сенной губы (детский он потому, что в 1991 году мы с Генералом вывозили туда жен и детей).
19-го всех ломало (не подумайте плохого, Директор не пил вообще, а я не больше 150 грамм), ехать не хотелось категорически, и мы не поехали. Дуло свежо с юго-востока, изредка капало.

Кижи... Ах как сверкало из под этой тучи.


20-го повлеклись на Кижи. Ехали неспешно, на фарватер не вылазили (я нашел маршрутик без приключений, а впреждние времена ходили исключительно по фарватеру, шугаясь всех проплывающих мимо кораблей - он - фарватер - там метров 200, а корабли класса река-море), перед Кижами пересекли фарватер и ушли к северной оконечности Клименецкого.
Смеркалось, задуло с севера, стали искать стоянку. Нашли один островок средней паршивости, но когда причалили, собака категорически отказалась на нем остаться: т.е. мы с Директором бродим по галечному пляжику, осматриваемся, а собака, только ступив на берег, пописал и забрался обратно на корабль, откуда сходить отказался. Мы переглянулись и решили, что стоять здесь не надо. Сделали еще несколько попыток найти стоянку, но потом тронулись чере Великую губу, которую и пересекли часа через два под небольшим дождем. С юго-востока (ветер северный) тем временем подъехало, воткнулись на Лейнаволок, поставили тент, пока лило, выпили по 50 грамм и поели сала. Отвалили часа через полтора и уже в полной темноте зачалились к островку напротив Типиниц (в 1990 году мы там прожили два дня, островок приболоченный размером метров 150 на 200, но с удобной бухточкой). Поход приобрел оттенок «похода по местам боевой славы».
21-го часа в три пополудни показалось, что низовой ветер пошел с юго-востока, вышли. Обогнули мыс, но уверенно дул восток, немножко поболтались у мыса и зачалились на песчаный пляжик поесть супчика. На всякий случай поставили тент… После чего час снимал на камеру буйство природы, а последний дождь закончился в пять утра на следующий день. (Дожди – это грозы с иллюминацией, музыкой, видимостью до 15-ти метров и порывами ветра до 20-ти м/с.)
22-го в 11 отошли от пляжика, при этом Директор по пояс отгонял нас в прибое. Попытка пойти на север окончилась провалом, вернулись на исторический островок (там, кстати, остались наши дрова с 1990 года!!!, но мы их сожгли). Тент поставили по привычке, при этом я его слегка порвал натягивая. Через пять минут полило так, что пробивало тент и водная пыль мочила нас и вещи, накрыли барахло чернухой (это черная резиновая тряпка 2х4 м). Поели супчика. Я прилег и заснул на часик. В 18.00, когда я открыл глаза, Директор сообщил, что ветер действительно ушел на юго-восток. Через 45 минут вышли с условием ломаться до конца, или, если не поедем, отвернуть в Великую. Но поехали на север, и хорошо поехали. До 24.00 прошли Тамбиц-Нос. К 5-ти утра дошли до Кузаранды. В 8.30 зачалились на Клим-Носе.

На фоне Палеострова.


23-го встали в 3, часов в 6 поехали к Ажепу, сначала в лавировку между Палеостровом и Речным (дуло с запада-юго-запада, а я как раз на фоне палеостровского монастыря - белое пятнышко сзади). После чего пошли в бакштаг, без волны под полным гротом и маленьким стакселем. На карте видна деревушка между Клим-Носом и Ажепом, мы до нее от Речного дошли за полчаса! – 12-14 км/ч. Почти все время шли на глиссировании, очень спортивно, но долго так не продержаться, очень устаешь – корабль с трудом удерживаешь на курсе, центровка никакая, приходится отрабатывать каждую маленькую волну. После чего ветер стих метров до трех, и еще через полтора часа воткнулись на Ажепе с северной стороны. Хорошая стоянка была занята, поэтому встали не доехав до нее метров 100, там, в заливчике, тоже пляж, но встать там можно только на песке (где пришлось похоронить недоеденный скелет теленка, да еще и полить могилку спиртом, чтобы Хаяма не порылся).
24-го утром, до 12, при свежеющем северо-востоке успели отвалить от Ажепа без водных процедур. Через два с половиной часа по компасу затекли в Кефтень губу, я слегка побаловался на волне, но Директор это не одобрил. После непродолжительной (около полутора часов) лавировки и изредка гребли в 15.30 встали на стоянке 1990-го года. Искупались, разделись до трусов и стали сушиться и вязаться. Не смотря на ясную погоду тент поставили (посушиться)…
25-го утром температура упала до 17-ти, пошел дождь и задул северо-восток (судя по силе ветра в губе, на озере дуло метров 15-20). Собирались до 10, потом отправились ловить машину или автобус. В начале 12-го я вспомнил, что оставил на стоянке Хаямов намордник и поскакал за ним, в это время прошел автобус. Но Директор сказал, что нас все равно бы не посадили, там было слишком много народу. К часу дня ситуация стала выглядеть занятно: поезд в 15.30, а мы еще в Кефтени (а это в 50-ти км от Медвежьегорска), льет дождь, собака сидит под чернухой, а мы как два цуцика смотрим в даль и уже ощутимо даем дуба. Но все закончилось благополучно – не успели мы докурить последнюю сигарету (в прямом смысле сигареты кончились), как удалось снять УАЗик. В Мед.Горе без приключений погрузились на поезд, не считая мелкого недоразумения: я подал часть вещей на третий путь и они оказались отрезанными от нас поездом, идущим в другую сторону, но эту проблему решили без жертв.

Выводы и впечатления...

<< - >?


Для радостей и гадостей.