зачем  грабли ; чайнику


Вступление на грабли (1984-1985). Грабли: 1986 (Энг-Озеро), 1987 (Онего), 1988 (Онего), 1989 (Онего), 1990 (Онего), 1991 (Онего), 1992 (Онего), 1995 (Белое море, Онего), 1996 (Ладога, Волга), 1997 (Онего), 1998 (Онего), 1999 (Белое море), 2000 (Онего),2001 (Онего)


Выводы и впечатления: 1986 (Энг-Озеро), 1987 (Онего), 1988 (Онего), 1989 (Онего), 1990 (Онего), 1991 (Онего), 1992 (Онего), 1995 (Белое море, Онего), 1996 (Ладога, Волга), 1997 (Онего), 1998 (Онего), 1999 (Белое море), 2000 (Онего)


Грабли первые: Энг-Озеро. 1986 год.

На первых граблях этого года прыгал уже упомянутый Генерал. Поход осуществлялся на катамаране из двух байдарок с рубленой рамой. Небольшая прелюдия: собираясь в свое первое парусное путешествие, Генерал затребовал напутствия и получил его, а именно - в нос и корму байдарок засунуть что-нибудь надувное, все барахло упаковать в гермы и привязать к кораблю, спасжилеты иметь под рукой... Это шептал мне мой предыдущий опыт. Дальше слово Татьяне (Генерал опять сачкует):

"Приехали мы на озеро в самом начале июля. Белые ночи вовсю. Пока дошли, пока собрались. Переплыли на байдарках на маленький остров напротив. Наутро стали катамаран строить. Генерал и Бухтияров катамаран строют, Маринка - пожрать готовит и главная женщина в походе, а я так, ношусь как Хаям по острову, раскочегариваю костер и немножко помогаю строить (черники и грибов еще совсем не было). Назвали его Архимед. Чем крестили - в смысле каким вином - не помню, но наверное чем-то крестили. Ты, может, парус от него помнишь, такой зеленый брезент, очень толстый и очень тяжелый, даже не брезент, а такой, как у пожарников на шлангах. (Цветная фотография этого паруса есть в граблях от 87-го года). Мы его кроили с Генералом у меня во дворе, а старушки на лавочках думали - позвать милицию или нет.



Ну вот, на следущий день  и поплыли потихонечку прошли немного, причалили опять ночью, даже ближе к утру, на материке, в маленькой, удобной бухте, как будто специально вырублена в скале для корабля, ну ты знаешь, на Ладоге таких много. Утром я вышла - а одна байдарка трется бортом о скалу, я хотела ее отпихнуть ногой - и так зависла - одна нога на борту, сама полусижу на скале,  полчаса сидела, потом пришел Генерал и меня спас. Потом они меняли мачту, а потом они с Кабаном уплыли ее опробовать, увидев небольшую скальную шишку Сашка скомандовавал причаливать, Бухтияров выпрыгнул и вцепился в скалу, а Сашка,поняв что причалить безболезненно не получится, отвернул и уплыл. Потом полчаса закладывал маневры, чтоб Кабана снять. На утро отплыли. Потом я не очень помню в хронологии, только эпизодами. Видели диких белых гусей, издали казалось - белые фигуры вальсируют над водой. Вечер, очень тихо сгущающиеся грозовые облака - и четыре белых привидения. Мы долго к ним плыли, пока не поняли. Потом дошли почти до того места где впадает та речка (я названия не помню, но ты знаешь). Там рядом геодезическая вышка стоит, мы на нее лазали, почти до самого верха, ее сильно шатало ветром.  Потом была дневка, а на следующий день нас потопило. Днем отчалили, при хорошем ветре чуть-чуть даже с барашками (или они может уже потом появились, ветер усиливался). Голубое небо, белые облака и щемяще-хорошее настроение от того что идем быстро, как никогда за весь поход. Ну вот, тут мы наверное и расслабились. Байдарки же без фартуков, одну понемножку заливало, но было не видно, потому что вода скапливалась в носу под вещами (помоему в носу, там Кабан сидел, а он безусловно тяжелее меня, но с другой стороны,  это было бы странно - так грузить байдарку, может и в корме, но я помню что в носу). Заметили, стали отчерпываться, Сашка повернул к берегу, чтобы причаливать, волна стала бить в борт, почти с каждой волной -полведра воды ( волна была наверное сантиметров сорок... Тут уже мое уточнение: в рассказе Генерала после похода, волна была от метра до полутора). Страшно не было, Сашка и я от радости пели какую-то песню (что-то вроде "но прав был капитан, еще не вечер", это точно помню, не придумываю), уж больно красиво было. Потом эту байдарку, левую, где сидели мы с Юркой, совсем залило и стало кренить, тогда Сашка скомандовал перелезть на их сторону и мы перелезли, уже не пели, но все равно страшно не было, да и все это было очень быстро. Несколько минут дрейфовали с одной затопленной байдаркой. Мы были метрах в ста (в первой версии в 200)  от берега острова и нас несло мимо  этого острова по касательной, то есть если пронесло бы мимо, то было бы еще хуже, но тут и вторую байдарку залило окончательно и Генерал сказал историческую фразу " Все. Сходите." И мы все сошли. Бухтиярову ноги обмотало леской ( мы за собой таскали, два раза больших окуней поймали), и блесна впилась в ногу, а Маринка не умела плавать, но я ей мало-мальски помогала, а потом мы поняли, что байдарки не тонут окончательно, а болтаются в полуметре под водой ( там в носу и в корме были камеры) (каково! в полуметре над поверхностью! а камер там не было, хотя я и советовал, там лежали сдутые спас-жилеты, естественно не добавлявшие плавучести), и вот таким табором, стараясь подбирать некоторые непринайтованные вещи плавающие вокруг нас мы подплыли (вернее нас прибило ) к берегу, и припадая на все лапы (там под водой были скользкие валуны) мы выползли на берег."


Рассказ и загорелая лицо Генерала так потряс меня, Кешу и нового героя эпоса - Гогена, что взяв в компанию двух братьев Тимофеичей мы отправились по следам утонувшей экспедиции. Но при этом несколько усовершенствовали конструкцию: по совету книжки "Парус на лодке" изготовили поддувное дно, сделали ликпаз из аллюминевого профиля, деревянный руль из доски и пошили новые паруса из искуственного шелка веселенькой расцветочки. В процессе отъезда выяснилось, что безответственный матрос вырубил весьма халтурный шверт, который пришлось достругивать уже на месте. Очень смеялись над одним из братьев, который пришел на вокзал с телогрейкой - был месяц август, и стояла 30-ти градусная жара, и все остальные члены экипажа взяли шорты и плавки. Однако он был невозмутим и на все подначки отвечал, что там мы оденем последние штаны, предварительно одев все плавки (за год до описываемых событий он участвовал в плановом походе на ялах по Мурманской области). От станции до озера километр - полтора (недавно в отчетах из библиотеки Машкова читал, что в деревне появились проблемы с местными, но в те времена абориген нам подарил блесну и помог спускать лодки). Я смело прыгнул в байдарку с поддувным дном ... только опыт сплава - опора на весло - помог избежать оверкиля: дно байдарки становится абсолютно круглым, а задница оказывается существенно выше воды - устойчивость как у "Мудрости Пуха". После того как надувное дно стравили, мы отгреблись от цивилизации и приступили к постройке корабля. Рама вязалась известным способом - закрутка с контровкой и полностью повторяла раму сплавного катамарана - четыре поперечины в районе шпангоутов, продолины (стрингера) разнесены по внешней стороне фальшбортов, крепление к байдарке через шпангоуты усиленные изнутри полешками. В качестве крепления и проводки такелажа использовались крючки для люстр - шуруп переходящий в кольцо. В точке крепления вант и штага в мачту было ввернуто пять колец. Найти очень ровную сосну для мачты у нас не получилось, поэтому для исправления ея гнутия была добавлена оттяжечка от нижней трети мачты в правый нос. Корабль нарекли "Гидропедом" (в дальнейшем все нештатные веревочки, укосинки и прочие "дельные" вещи, исправлявшие издержки конструирования и постройки, получили приставку гидропед-, так описанная оттяжка мачты называлась гидропед-штагом). Выбор рамы был определен некими (возможно вычитанными) соображениями, что основную нагрузку от парусного вооружения на байдарке должна нести независимая рама. Тогда это казалось разумным и, надо сказать, что идея себя оправдала.

Дневник похода.

10.08.86. Вышли в 22.00. Попытка поддувного дна привела к успеху, но для одиночного плавания не подходит, - увеличивается килеватость (знал бы тогда, что есть килеватость). Ушли строго на юг от "школы" на мысе. Стоянка плохая, но есть кострище. Экипаж нормально возбужден. (легли часа в два ночи, все ждали когда стемнеет)
11.08. Подъем 8.30. Строили катамаран. Ряд недоработок: посмотреть подачу паруса (ликпаз был сделан из алюминиевого профиля и пришуруплен к сосне, ликтрос по нему либо не проходил, либо выскакивал). В середине дня пошел дождь, сели в палатку есть. Погода, похоже, испортилась. Дождь лил до 21.30 (?). Гоген читает вслух рассказ Эрнста Махновецкого "Учитель географии". Фразы: "Юноша с активной внешностью" и "уши вянут, мухи дохнут"
12.08. Вероятно, рубились и вязались (в дневнике запись отсутствует, но точно не пили).
13.08. Наконец вышли в 13.00. Грот оборвало еще на берегу. Стаксель хорошо работает как спинакер. пошли по ветру ~ 5км/ч, волна ~ 30 см стабильная с редкими валами до 35 см (реально 10 см и 15 см по нынешним меркам). Ветер свежий стабильный норд-ост. В 14.20 не прошли вдоль мыса, пришлось угребаться ~ 1 км (300 м) (300 м это из той жизни, и гораздо больше похоже на правду, чем 1 км). В крутой бейдевинд идет хорошо, но большой снос (а никуда не идет в крутой бейдевинд, там был почти галфвинд). Сразу после старта сломало руль, правил веслом. 1530 сломало мачту, без жертв (чуть не убило Гогена, спасла гидропед-оттяжка, - мачта прошла в 15 см от головы). Ушли под ветер на юго-восток, встали на песчаном плесе. Погода улучшилась. Солнце. Экипаж готов к новым подвигам. Будем рифить грот, ставить продолину, стаксель крепить, да штаг ставить.


14.08. Переделали мачту, поставили бушприт, шверт, сделали новый руль. Вышли на проверку: едва тянет против ветра, - курс ~ 80-85 градусов с большим сносом, но есть надежда, что груженый пойдет лучше. Грот зашили, посмотрим, что получится (похоже, Тимофеичу придется делать весла и идти на галере). Основной натяг должен быть на вантах, штаг и бакштаги можно натягивать без полиспаста (это все не троса, как можно подумать, а хлопчатобумажные веревочки, ибо капроновые тянутся уж очень сильно). Надо продумать для основной модели крепление стакселя без бакштагов, они не нужны. Команда скисает. Кеша начал поползновения на командование народом. Вчера нашли спиннинг и напильник. Кроме того, рядом стоит полусгнивший баркас с обилием ржавых гвоздей, гвозди используем, но не очень. Свернуло на испытаниях новый руль, но стойка стоит, так что крепить так можно (стойка стояла только потому, что все остальное сразу отвалилось). Шверт с петлей (петля от ворот,- гаражная, только что вспомнил) хорошо держит, но надо делать оттяжки (ну не помню, что он мог держать без оттяжек). Деревянный руль сильно всплывает, надо растягивать. Вчера Гоген пролил суп, сегодня отыгрался, налив в два раза больше воды, но съели.
15.08. Вышли в 11~12 (14) прошли ~ 10 - 15 км около 4,5 часов, против ветра хороший ход (что-то не верится, думаю, что шли в галфвинд). Стаксель провис и дает очень большое пузо, заполаскивает. Шли на юго-юго-запад. Народ опять готов к подвигам. (К этому моменту я надел все штаны, а сверху шорты, благо их размер был несколько больше чем мой. Получилось хорошо, хотя и не очень эстетично. Вообще экипаж одел почти все вещи и, кажется, начал использовать полотенца в качестве шарфиков.)


16.08. Прошли озеро до поворота ~ 10-15 км встали на правом берегу в 20.00, поймали окунька ~ 600 г. (Тимофеич) в 14.30, перед этим оборвали 6 блесен. Завтра выдвигаемся обратно. Корабль против ветра идет хорошо только круто к ветру, в противном случае стаксель заполаскивает (круто - вероятно имелось ввиду, что мы такие крутые, терминология дневников вообще страдает неточностями, но для исторической достоверности все оставил как есть). Настроение экипажа бодрое, пока все в порядке. Слегка травят байдарки, по всей видимости переливает через деку, волна 20-30 см. С вышки ориентир ретранслятор видно по азимуту 75 градусов. Встали у новой вышки, завтра снимем азимут на центральную вышку и на ретранслятор. (С учетом того, что длина озера по карте 39 км, а до его конца мы не дошли километра два - пять, оценка пройденного пути требует существенной коррекции.)


17.08. Азимут с вышки 1 на ретранслятор 81 градус, с вышки 2 на вышку 1 - 81. Шли без ветра на веслах. Прошли за вторую ходовую стоянку, когда пошел шквал (около 5-ти м/с). Подняли стаксель, через 15 минут вырвало руль. Пошли по ветру. Волны переливают через борт, но высота у них ~ 30 - 40 см (опять же 15-20 см, ибо 40 см на удалении от берега меньше двух километров не бывает). Метровых волн нет! (А это - ответ на рассказ Генерала о заливавших их метровых волнах.) (В этот день обнаружили, что на борту осталось только полпачки чая. У стоявших рядом туристов, кажется, из Тулы обменяли две пачки мясной начинки на пачку чая. Группа соседей была очень живописная: руководительница лет сорока, под стать ей завхозша, из мужеского полу было два молодых парнишки на пять байдарок. Шли они на Воньгу. Утром следующего дня радовали нас техникой водного туризма: мадам руководитель демонстрировала тактику прохождения валов, - передний цепляет вал и протягивает через него лодку, - все это демонстрировалось на пятисантиметровой волне.)
18.08. Сделали распашные весла и вышли с острова "посреди моря" (Демьянеко) к берегу и к ретранслятору. Сильный ветер, волнение 2,5-3 балла. Шли очень хорошо против ветра, и даже при боковом ветре заливает мало, но сперва свернуло руль, потом полетели весла с левого борта (распашные весла длиной около 3-х метров, - полено воткнутое в байдарочную лопату, ломаются сразу!). Пошли к берегу. Воткнулись на крупный камень. Кат вытащили на плиту и разгрузили. (Чтобы всю конструкцию не размочалило об эту плиту, спрыгнул в воду и, стоя по грудь в жидкости, держал кораблик - ждал, когда экипаж выйдет на берег и частично разгрузит байдарки. Через некоторое время ко мне присоединился Тимофеич в болотных сапогах.) Идет мелкий дождь (Тимофеич называет это обдувом и утверждает, что это срывает воду с волны). Настроение, тем не менее, бодрое. Сегодня выдал по 70 г водки, говорят, что готовы идти хоть сейчас. Вечером волна стихает, но не намного. Отдельные волны на мели достигают 0,4 - 0,5 м. На надувном катамаране это было бы не страшно, но на нашем опасно тем, что всхожесть на волну плохая, при боковой волне заливает подветренный баллон. Мотает при волнении не сильно, но при встречной волне вал прокатывается от носа до кормы по фальш-борта. Длина волны ~ 2,5 - 3 м (при удлинении 20 - высота 15 см).
19.08. Приплыли. Вышли в ветер, волнение ~ 2 баллов. Волны отдельные до 40 см (ну это я очень замерз и испугался). Против волны система идет хорошо. Скорость 5-6 км/ч, байдарки ощутимо отстают (они и не догоняли, одна прошла на встречу по волне, но мы ехали быстро). Заливает через нос и деку. В одной байдарке за 1,5 часа хода около 150 кружек воды (~30-40 литров). Заблудились, азимут с вышки 1 не соответствует данным, похоже азимут ~ 50-40 градусов (это последний раз, когда играли в азимут, хотя, Генерал через пару лет искал по азимуту берег в тумане). Команда уверена в себе, волны перестают пугать где-то через 30-50 минут, особенно когда сидишь к ним спиной (а лицом сидел я один, остальные гребли и не все видели). Рулевое весло неудачно сделано, - его ворочает. Надо делать руль (его, правда, выворачивает). (Руль надо делать в Москве вместе с подвеской.) Если на нос нашить мешки с гермоупаковками, то идти можно при волне ~ 0,7-1 м против волны (ну это полная чушь, - все развалится гораздо раньше). Всхожесть на волну удовлетворительная. Баллоны разнесены на 1,5 м, всплесков между ними не наблюдали. Просто волна проходит на уровне фальшборта но не заливает. Мореходные качества неплохие, но при волне с барашками ощутимо заливает через борт, при ходе боком к волне в обе байдарки. Оптимальный курс 30 градусов от направления ветра. Встали на ночевку в Энге у школы, поели гидропед-плов. Рецепт: остатки сухарей (пыль), начинка, чеснок, лавровый лист.

Выводы и впечатления...



<< - >>


Для радостей и гадостей.