зачем  грабли ; чайнику


Вступление на грабли (1984-1985). Грабли: 1986 (Энг-Озеро), 1987 (Онего), 1988 (Онего), 1989 (Онего), 1990 (Онего), 1991 (Онего), 1992 (Онего), 1995 (Белое море, Онего), 1996 (Ладога, Волга), 1997 (Онего), 1998 (Онего), 1999 (Белое море), 2000 (Онего),2001 (Онего)


Выводы и впечатления: 1986 (Энг-Озеро), 1987 (Онего), 1988 (Онего), 1989 (Онего), 1990 (Онего), 1991 (Онего), 1992 (Онего), 1995 (Белое море, Онего), 1996 (Ладога, Волга), 1997 (Онего), 1998 (Онего), 1999 (Белое море), 2000 (Онего)


Выводы и впечатления. Энг-Озеро. 1986 год.

По совокупным эмоциям была написана песня (музыка любая):

Ласкает ветер паруса,
И волны гаснут за кормой.
На снасти выпала роса.
Мы возвращаемся домой.

Остались сзади острова,
Обдув и волны до небес,
Полпачки чая на два дня,
И на камнях растущий лес.

Матрос не шутит как тогда,
Когда байдарки захлестнув,
Гнала на берег нас волна,
До судорог сводя нам грудь.

А Адмирал как был он смел,
Крича: "Мы тонем! Выходи!"
Теперь сидит он не у дел,
Глядит на вышку впереди.

Все кончено, куда теперь спешить?
И близок ретранслятор и дома,
На вышке зажигаются огни,
Стуча в Москву несутся поезда.

Припев (вставляется в произвольном месте, любое количество раз,
что зависит от количества выпитого):

Не грусти, Адмирал, не грусти,
Не спеши паруса убирать.
Оглянись - это только начало пути,
Рано нам о покое мечтать.

В первом варианте припев звучал так:

Не грусти, Адмирал, не грусти.
Нас еще ожидают дороги.
Мы поднимем не раз паруса
И не раз бросим лодку в пороги.


Но Татьяна неизменно добавляла: "О закрой свои бледные ноги", поэтому пришлось ввести правку. Да и в пороги я больше не полез. Весенние вылазки на Каширку и на слеты ТВТ не в счет.

Собственно выводы:

- При байдарочном походе на нескольких лодках решение создать катамаран при плавании по небольшим озерам надо признать разумным, в отличие от идеи постановки паруса на одной лодке. Устойчивость и обитаемость существенно выше, но выйти в плавание на байдарочном катамаране на большие озера или в море я бы не рискнул. Предел прочности, по-моему, - волна высотой около 30 см. При этом перевернуть такой корабль, вероятно, нельзя, а развалиться он может быстрее, чем об этом подумаешь, начиная с байдарок.
- Мачту, руль и если требуется шверт лучше сделать заранее и сделать хорошо. Крепление вант на крючьях для люстр признать неудачным, но для проводки такелажа, крепления блочков и прочих мелочей, когда не требуется вгонять несколько крючьев в одно место, это - правильно и не очень дорого. Подразумеваю, что при использовании шурупов, гвоздей и крючьев, хватит ума отпилить выступающие острые кончики заподлицо с деревом.
- Поддувное дно существенно повышает безопасность плавания и улучшает обводы "тайменя", но эксплуатировать одну байдарку с круглым дном весьма проблематично. Я думаю, что для "тайменей" и "салютов" лучшим выбором будут два узких баллона вдоль бортов, но сам этого не делал и уже не сделаю.
- Тяжелый гик на уровне головы матроса может не только травмировать, но и выбросить за борт, особенно при повороте через фордевинд: Кеша, получив сосной по репе, чуть не вышел за борт.
- При любом раскладе длительное плавание по волне свыше 25-30 см приведет к заливанию перегруженной байдарки. Этого можно избежать, надев глухие фартуки, но плавать сидя в узкой лунке с мокрым верхом не лежит душа. Хотя это уже совсем личное. Да и низ будет мокрый, хотя и теплый.
- Думаю, что очень разумно при байдарочном переходе по открытой воде предусмотреть возможность быстрой трансформации нескольких байдарок в катамаран для проведения спас-работ. Для этого много не надо, достаточно иметь на каждой байдарке по двухметровой слеге и продумать, как быстро закрепить ее на шпангоуте.
- Создание байдарочного катамарана как самоцель - весьма спорно. Вес такого сооружения около 130 кг, ходкость при загрузке в 4-5 человек невелика, а живучесть неудовлетворительна. При том же весе надувной катамаран существенно выигрывает по всем параметрам.
- Парус из искусственного шелка плох во всех отношениях: тянется, продувается, мокнет, прочность тряпки ниже всякой критики.
- Нагрузки на руль весьма велики, как и нагрузки на шверт, весь наш дальнейший опыт показал, что за редким исключением ломаются три детали катамарана: мачта, руль и шверт. Не было ни одного похода, в котором бы не возникла проблема с одним из перечисленных устройств. Некоторые поломки были незначительны, некоторые меняли планы похода.
- Август на севере - считай сентябрь в Москве. Чтобы оценить пригодность обмундирования для длительного парусного плавания в Карелии, достаточно посидеть в нем часов пять на скамеечке, скажем, на набережной Москва-реки при температуре +10 и ветре метров 7 в секунду. А если при этом будет идти мелкий моросящий дождь, то условия будут максимально приближены к боевым. То есть телогрейка или пуховка отнюдь не лишние украшения в гардеробе, но и плавки часто находят применение - несколько лет жара в тех краях стояла 30-35 градусов.
- Не смотря на то, что во всех дальнейших наших поездках случаев полного утопления кораблей не было, как не было переворотов, выпадения людей и ценных вещей (не считая весла и детской панамы) за борт, идея о привязывании всего и вся упакованного в гермы стала навязчивой. И никакие доводы о кратковременности перехода и прекрасной погоде не могли воздействовать на Генерала, осматривающего корабль перед отплытием. Сию практику следует признать правильной и всячески рекомендовать при любом водном походе.
- Спас-жилеты также никогда не использовались по назначению, но всегда присутствовали в относительно доступном месте (обычно пристегнутые на вантах в полунадутом состоянии). При нашем режиме плавания поводов их одевать почти не было, а когда такой случай выпадал - не было времени. Тем не менее вещь полезная - можно под голову положить или под спину засунуть, да и спокойнее с ними. Для страховки от случайно выпавшего участника заплыва, сзади исторически таскаем "морковку", - на 20 метровом конце привязана трубка из пенополиэтилена в красном капроновом чехольчике (отсюда морковка) и карабин (а вот здесь соврал: морковка - историческое название спас-конца у водников, хотя этимология, скорее всего, верная). Идея в том, что выпавший товарищ на этом повиснет. Повода проверять не было, а вот купание в жаркие года на "морковке" стало национальной забавой. Кстати догнать при купании медленно плывущий корабль - весьма проблематично, подробнее об этом ниже в 1988 году.

Грабли первые: Энг-Озеро. 1986 год.


<< - >>


Для радостей и гадостей.