Выводы и впечатления. Энг-Озеро. 1986 год.
По совокупным
эмоциям была написана песня (музыка любая):
Ласкает ветер
паруса,
И волны гаснут за кормой.
На снасти выпала роса.
Мы возвращаемся домой.
Остались сзади
острова,
Обдув и волны до небес,
Полпачки чая на два дня,
И на камнях растущий лес.
Матрос не шутит
как тогда,
Когда байдарки захлестнув,
Гнала на берег нас волна,
До судорог сводя нам грудь.
А Адмирал как
был он смел,
Крича: "Мы тонем! Выходи!"
Теперь сидит он не у дел,
Глядит на вышку впереди.
Все кончено, куда
теперь спешить?
И близок ретранслятор и дома,
На вышке зажигаются огни,
Стуча в Москву несутся поезда.
Припев (вставляется
в произвольном месте, любое количество раз,
что зависит от количества выпитого):
Не
грусти, Адмирал, не грусти,
Не спеши паруса убирать.
Оглянись - это только начало пути,
Рано нам о покое мечтать.
В первом варианте
припев звучал так:
Не
грусти, Адмирал, не грусти.
Нас еще ожидают дороги.
Мы поднимем не раз паруса
И не раз бросим лодку в пороги.
Но Татьяна неизменно добавляла: "О закрой свои бледные ноги",
поэтому пришлось ввести правку. Да и в пороги я больше не полез. Весенние
вылазки на Каширку и на слеты ТВТ не в счет.
Собственно
выводы:
- При байдарочном
походе на нескольких лодках решение создать катамаран при плавании по
небольшим озерам надо признать разумным, в отличие от идеи постановки
паруса на одной лодке. Устойчивость и обитаемость существенно выше,
но выйти в плавание на байдарочном катамаране на большие озера или в
море я бы не рискнул. Предел прочности, по-моему, - волна высотой около
30 см. При этом перевернуть такой корабль, вероятно, нельзя, а развалиться
он может быстрее, чем об этом подумаешь, начиная с байдарок.
- Мачту, руль и если требуется шверт лучше сделать заранее и сделать
хорошо. Крепление вант на крючьях для люстр признать неудачным, но для
проводки такелажа, крепления блочков и прочих мелочей, когда не требуется
вгонять несколько крючьев в одно место, это - правильно и не очень дорого.
Подразумеваю, что при использовании шурупов, гвоздей и крючьев, хватит
ума отпилить выступающие острые кончики заподлицо с деревом.
- Поддувное дно существенно повышает безопасность плавания и улучшает
обводы "тайменя", но эксплуатировать одну байдарку с круглым
дном весьма проблематично. Я думаю, что для "тайменей" и "салютов"
лучшим выбором будут два узких баллона вдоль бортов, но сам этого не
делал и уже не сделаю.
- Тяжелый гик на уровне головы матроса может не только травмировать,
но и выбросить за борт, особенно при повороте через фордевинд: Кеша,
получив сосной по репе, чуть не вышел за борт.
- При любом раскладе длительное плавание по волне свыше 25-30 см приведет
к заливанию перегруженной байдарки. Этого можно избежать, надев глухие
фартуки, но плавать сидя в узкой лунке с мокрым верхом не лежит душа.
Хотя это уже совсем личное. Да и низ будет мокрый, хотя и теплый.
- Думаю, что очень разумно при байдарочном переходе по открытой воде
предусмотреть возможность быстрой трансформации нескольких байдарок
в катамаран для проведения спас-работ. Для этого много не надо, достаточно
иметь на каждой байдарке по двухметровой слеге и продумать, как быстро
закрепить ее на шпангоуте.
- Создание байдарочного катамарана как самоцель - весьма спорно. Вес
такого сооружения около 130 кг, ходкость при загрузке в 4-5 человек
невелика, а живучесть неудовлетворительна. При том же весе надувной
катамаран существенно выигрывает по всем параметрам.
- Парус из искусственного шелка плох во всех отношениях: тянется, продувается,
мокнет, прочность тряпки ниже всякой критики.
- Нагрузки на руль весьма велики, как и нагрузки на шверт, весь наш
дальнейший опыт показал, что за редким исключением ломаются три детали
катамарана: мачта, руль и шверт. Не было ни одного похода, в котором
бы не возникла проблема с одним из перечисленных устройств. Некоторые
поломки были незначительны, некоторые меняли планы похода.
- Август на севере - считай сентябрь в Москве. Чтобы оценить пригодность
обмундирования для длительного парусного плавания в Карелии, достаточно
посидеть в нем часов пять на скамеечке, скажем, на набережной Москва-реки
при температуре +10 и ветре метров 7 в секунду. А если при этом будет
идти мелкий моросящий дождь, то условия будут максимально приближены
к боевым. То есть телогрейка или пуховка отнюдь не лишние украшения
в гардеробе, но и плавки часто находят применение - несколько лет жара
в тех краях стояла 30-35 градусов.
- Не смотря на то, что во всех дальнейших наших поездках случаев полного
утопления кораблей не было, как не было переворотов, выпадения людей
и ценных вещей (не считая весла и детской панамы) за борт, идея о привязывании
всего и вся упакованного в гермы стала навязчивой. И никакие доводы
о кратковременности перехода и прекрасной погоде не могли воздействовать
на Генерала, осматривающего корабль перед отплытием. Сию практику следует
признать правильной и всячески рекомендовать при любом водном походе.
- Спас-жилеты также никогда не использовались по назначению, но всегда
присутствовали в относительно доступном месте (обычно пристегнутые на
вантах в полунадутом состоянии). При нашем режиме плавания поводов их
одевать почти не было, а когда такой случай выпадал - не было времени.
Тем не менее вещь полезная - можно под голову положить или под спину
засунуть, да и спокойнее с ними. Для страховки от случайно выпавшего
участника заплыва, сзади исторически таскаем "морковку", -
на 20 метровом конце привязана трубка из пенополиэтилена в красном капроновом
чехольчике (отсюда морковка) и карабин (а вот здесь соврал: морковка
- историческое название спас-конца у водников, хотя этимология, скорее
всего, верная). Идея в том, что выпавший товарищ на этом повиснет. Повода
проверять не было, а вот купание в жаркие года на "морковке"
стало национальной забавой. Кстати догнать при купании медленно плывущий
корабль - весьма проблематично, подробнее об этом ниже в 1988 году.
Грабли
первые: Энг-Озеро. 1986 год.
<< - >>
|