Грабли
восьмые: Белое море. 1995 год.
Это тоже эмоции шестилетней давности в современном
изложении с неотносящимися к делу иллюстрациями.
Не в силах побороть
природную лень и создать второй железный кораблик по собственному
проекту я за 400$ купил новый Альбатрос. Попытка собрать его на даче
увенчалась успехом, но остались три непонятные проблемы:
1) как спустить грот (и стаксель);
2) как в условиях ограниченного экипажа (например, когда плывешь один)
перетыкать шверцы при ходе короткими галсами;
3) как сходить на берег, ибо на баллон наступать не рекомендуется,
а сделать шаг на полтора-два метра - из кокпита за оконечность поплавков
- не позволяла анатомия (предлагаемый в паспорте метод - чалиться
бортом - не рассматривался в силу полной абсурдности).
С гротом я торопиться не стал, решив, что на новом корабле некоторые
фрагменты могут быть не приработаны, а остальные проблемы решил по
своему разумению в течение месяца. Шверцы были безжалостно отпилены.
Сделана швертовая коробка, от которой шли шпрюйты и укосины, усиливающие
центральную и подмачтовую балку. Сделан центральный шверт из пенопласта,
оклеенного тремя слоями стеклоткани и усиленного двумя внутренними
дюралевыми трубочками. Сделана передняя балка и поставлены дополнительные
трубочки для растягивания сетки между нею и подмачтовой балкой. Остальное
оставил как есть, хотя определенные сомнения оставались. Надо отметить,
что по моему нынешнему мнению (сильно не совпадающему с тогдашним)
для походов экипажем из 2-х (2,5) человек лучше Альбатроса по совокупности
признаков (как то вес, удобство сборки, удобство крейсерского плавания
для заявленных в паспорте ограничений, относительная безопасность
и проч.) нет не только серийных катамаранов, но, пожалуй, и самодельных.
Различные предлагаемые усовершенствования немедленно приводят к ухудшению
одного или нескольких показателей: чаше всего раза в три возрастает
стоимость, в моем случае, - в два-три раза увеличилось время сборки.
Ну и собственно о вылазке на море.
Походами мое существование на Белом море назвать нельзя, я с семьей
езжу туда отдыхать на острове Кокоиха, куда нас забрасывает катер
с ББС (биостанция МГУ) по предварительной договоренности. В тот год
из-за некоторой неразберихи семья убыла на острова без меня (оставив
Альбатроса в сарае на пирсе), а я остался в Пояконде вместе с друзьями,
которые восстанавливали моторные лодки и искали бензин. Ближе к утру
с поезда стаей потянулись байдарасты, а погода, надо сказать, стояла
изумительная - тепло, полный штиль, ясное небо. Делать мне в Пояконде
было решительно нечего, а вид собирающих лодки туристов, вызвал явный
походный зуд. Собрав катамаран, я в пять утра с первыми лучами солнца
тронулся в море. В дорогу мне был выдан полуторалитровый пепсоид с
пресной водой, полбуханки хлеба и банка тушенки, при этом нож или
топор отсутствовали, кроме этого запас сигарет был сильно ограничен,
но имелась трубка с неким количеством табаку. Из техники присутствовала
рация, которая, впрочем, не добивала с середины маршрута ни до островов,
ни до Пояконды. Итак, я уперся веслом в дно… и отвалил держа в руке
пластмассовую ручку, весло осталось торчать в иле. Под бурные аплодисменты
зрителей при помощи второго весла первое было вытащено и плавание
продолжилось. Ветер, поднявшийся было до 1 м/с, стих и лишь движимый
веслом Альбатрос медленно отплыл за мыс, за которым скрылись пирс
и болельщики. Постепенно вылазило солнце. Через пару часов, я снял
последнюю верхнюю одежду, оставшись в одних штанах. Через три часа
я сидел на носовой балке, опустив ноги в воду, и ковырял веслом между
баллонами, наблюдая подводный мир Белого моря. Периодически поднимавшийся
ветерок гас быстрее, чем я переползал в кокпит. Через четыре часа
я решил, что начались слуховые галлюцинации, ибо за спиной услышал
сопение своей собаки, которая, по моему разумению, должна была находиться
на острове. Оглядевшись, я обнаружил хрюкающего от удивления тюленя,
который высунулся по пояс метрах в пяти от кораблика и пялился на
идиота, под полными парусами гребущего куда-то в море. По прошествии
некоторого времени, я услышал еще более странные звуки, - что-то сильно
плюхало по воде. Под противоположным берегом губы, где-то на траверзе
острова Высокий, из воды вылетала маленькая подводная лодка с явной
синей (или красной, сейчас не вспомню) ватерлинией и падала в воду
поднимая огромный фонтан брызг. Найти разумное объяснение этому феномену
я не смог, но стало слегка не по себе, - размеры прыгающего объекта
были раза в полтора больше Альбатроса. Рация к этому времени уже молчала,
- мои бойцы убыли спать, и лишь потом, вдоволь посмеявшись над моим
рассказом, старожилы сказали, что так белуха глушит селедку, ну а
ватерлиния - это, вероятно, от переутомления (не спал я к этому времени
уже больше суток, с момента приезда в Пояконду). При подходе к ББС
поднялся ветер и отлив достиг максимума, поэтому останавливаться там
я не стал, а уже через час об этом пожалел: ветер опять стих, а пресной
воды осталось меньше литра. Около часу дня, на траверзе Киндо-мыса,
я попытался выйти на связь с Поякондой, но безуспешно, хотя по всем
40 каналам кто-то говорил, кого-то вызывал на русском, английском,
немецком (это я так думал, - кроме русского я не одного языка по сей
день не постиг), в общем, шум в эфире стоял страшный, как на демонстрации.
Когда я отъехал буквально на пару километров, эфир стал чист и пуст,
думаю, что попал в некую радио-линзу, где собираются волны многих
передатчиков, но впечатление аномалии осталось. Проплыл мимо меня
двухпарусный борт, экипаж которого бурно обсуждал мои перспективы.
Около четырех часов пополудни я добрался до Касьяна, но к этому времени
я уже "словил зайчиков" от солнца и слегка подвинулся рассудком
от жары. Баллоны Альбатроса, покрашенные серебрянкой, окрасились в
розовый цвет, а в момент релаксации в кокпите я наблюдал как угол
неба, образованный горизонтом и мачтой, отогнулся, и там открылось
нечто неведомое, этакая дверь в небе. Сие меня озадачило, и я стал
всерьез опасаться, что могу попробовать в эту дверь выйти. На все
это накладывалось незнание места плавания: в 1994 году я уже бывал
на островах, но заходили мы на них со стороны Великого, а в этот раз
я шел существенно ближе к материку и сначала принял Касьян за Кокоиху.
Окончательно я сориентировался, когда услышал ругань Медведицы (очаровательной
хозяйки Белых скал), плывущей за треской на своей лодке. Поднялся
ветерок, и я проскочил в промежность между Касьяном и Белыми, оставалось
проплыть три километра до Подкормежного (он же Угловатый), где к этому
времени должно было сидеть мое семейство. Пространство между Лушовым
и Кокоихой было усыпано белыми цветами, которые при моем приближении
превращались в чаек, с криком взлетали и садились метрах в ста за
кормой. Абсолютное зеркало моря (ни до, ни после я такого на Белом
море не видел) создавало иллюзию, что все берега Кокоихи - это положенные
на бок древние идолы. В семь часов вечера я воткнул Альбатроса на
Угловатый и выпал за борт в теплые воды Белого моря. Последнее разочарование
этого дня: стоявшая на столе в лагере выпитая наполовину бутылка водки,
которую я бережно хранил всю дорогу в поезде (а это в той компании
почти гражданский подвиг) и которую моя жена выдала этим алкоголикам
без моего ведома. Итак - сухой остаток: пройдено за 14 часов 35 км,
что очень не плохо по моим меркам, обгорело все, что не было прикрыто
тряпками, язык распух от трубки и жажды, банку тушенки съесть не удалось
- нечем было открыть. Удовольствие от перехода огромное, появилось
желание совершить при случае одиночный поход на пару недель, желание
пока не осуществилось, но и не пропало.
Второе приключение этой поездки, заслуживающее упоминания, произошло
дней через пять. Я с семейством перебрался на Кокоиху, построил там
"хоздвор" и, соскучившись по общению, отправился с детьми
7-ми и 9-ти лет в гости сперва на Мохнатый, а потом на Угловатый.
Погода стояла отличная, легкий ветерок 3-4 м/с с материка, волны нет,
поэтому, посетив Мохнатый, я зашел на Угловатый с моря и вытащил кораблик
прямо на лбы. Испив чаю и обсудив текущие проблемы, я тронулся в обратный
путь. Ветерок начал усиливаться, но мы шли закрытые островом, когда
вышли в промежность между Угловатым и Кокоихой ветер перевалил за
5 м/с и появилась легкая волна. Между двумя упомянутыми большими островами
находится третий, маленький по кличке Быструха, - это каменная насыпь
без единого деревца изредка покрытая травой, размером, примерно 100х100
метров, удаленная от Угловатого метров на 50, а от Кокоихи - метров
на 300. Сделав пару галсов между Кокоихой и Быструхой, я понял, что
пора бы спустить грот… И тут обнаружилось, что я это сделать не могу,
ибо все кончики, которые отвечают за спуск паруса находятся у мачты,
и сидящему на руле недоступны. Дети начали переживать… Пришлось заложить
галс так, чтобы в случае неприятностей мы попадали на Быструху. Картинка:
ветер метров 7, пустой катамаран, двое испуганных детей и папаша,
который не может придумать, как доставить всех на землю. Однако, кораблик
управлялся и куда-то влекся против ветра, поэтому, я решил, что еще
галс и мы зацепимся за Кокоиху, но тут старший ребенок обратил мое
внимание, что подветренная ванта спрыгнула с крючочка и болтается
метрах в трех за бортом, поинтересовавшись так ли это должно быть.
Дабы не искушать судьбу, я крутанулся, положил мачту в воду, и пока
общими усилиями мы втащили ее на борт, нас прибило к Быструхе. Перекурив
и успокоившись, на весельках мы перепрыгнули на Угловатый, а надо
сказать, что начинался отлив, плюс крепчающий ветер и, если мы не
цеплялись за остров, следующий с подветра был Великий в паре километров,
а упор на веслах определяется слабейшим гребцом (иначе кораблик крутится
на месте) и шансов угрестись против ветра на катамаране не было никаких,
то и это 30-ти секундное плавание добавило эмоций. Дальнейшее неинтересно:
нас на моторке оттащили к обеспокоенной жене (наблюдавшей с берега
за нашими пируэтами), где я предался обычному в тех местах пьянству.
Парус стриж с той поры я использовал только как тент. Возможно, что
существуют приемы его быстрого спуска и эффективного рифления, но
это знание осталось мне недоступным. Для бермудского грота процедура
спуска паруса занимает секунды, для чего достаточно усилий ребенка,
при этом я знаю как это сделать и в одиночку, как сие упражнение выполняется
на штатном Альбатросе остается загадкой: для спуска требуется раздать
три конца и неким способом уговорить гик проскочить упорной вилкой
через заклепку в мачте… Хотя я могу и заблуждаться.
Выводы
и впечатления...
<< - >>