зачем  грабли ; чайнику


Вступление на грабли (1984-1985). Грабли: 1986 (Энг-Озеро), 1987 (Онего), 1988 (Онего), 1989 (Онего), 1990 (Онего), 1991 (Онего), 1992 (Онего), 1995 (Белое море), 1995 (Онего), 1996 (Ладога, Волга), 1997 (Онего), 1998 (Онего), 1999 (Белое море), 2000 (Онего),2001 (Онего)


Выводы и впечатления: 1986 (Энг-Озеро), 1987 (Онего), 1988 (Онего), 1989 (Онего), 1990 (Онего), 1991 (Онего), 1992 (Онего), 1995 (Белое море, Онего), 1996 (Ладога, Волга), 1997 (Онего), 1998 (Онего), 1999 (Белое море), 2000 (Онего)

 

Грабли девятые: Онего. 1995 год.
Наличие дат не должно смущать читателя, я просто по календарю восстановил последовательность событий, а само повествование придумал разглядывая фоттографии.

Это путешествие было предпринято с целью забрать из Ламбаса фрагменты большого корабля, в надежде воссоздать его в облегченном варианте: один из знакомых пообещал достать нормальные трубы. Решено было выехать в пятницу 28 сентября в Лижму и вернуться через неделю в воскресенье. Экипаж: капитан - Генерал, все остальное - я. Так как отношение к Стрижу у меня было нехорошее, решено было взять мачту от Генеральского тримарана и парус от Луча.
Приключения начались в Москве: обещавший доставить нас на вокзал владелец самобеглой коляски приехал в 18.10, вместо запланированных 17.30 (сославшись на трудности с заправкой и передвижением по столице). При подъезде к Тульской стало заметно, что проблемы с транспортом в Москве пока не решены. Прорыв к Комсомольской площади достиг кульминации, когда наш извозчик рванул навстречу движению по Кировской (ныне Мясницкой) и поперек пробки на Садовом, но было уже поздно - поезд ушел… Следующий поезд, останавливающийся в Лижме, отправлялся ровно через сутки, однако в полночь был еще скорый, на котором и решили ехать до Кондопоги. Обменяли билеты (опоздавших было человек 30, одна дама рассказала, что бежала с ручной кладью от Садового, где такси окончательно встало в пробке) и расслабились до полуночи.
29.09 Прибыли в Кондопогу и на рейсовом автобусе добрались до Кондопожского храма, откуда пешком до детского дома (воспоминания от 87 года изрядно стерлись из памяти, и где надо строиться мы не помнили). Собрали кораблик, при этом Генерал очень волновался по поводу любознательности обитателей богоугодного заведения, которые норовили помочь и потрогать. На ум приходила цитата из книжки "На байдарке" про любопытство детишек-аборигенов. Кроме этого нас слегка смущал ответ бабушки на вопрос "как погода?" - "Дует." Оснований сомневаться в истинности ответа не было. Часов в девять стало понятно, что ночевать придется на берегу. Решили проверить штатную палатку, на всякий случай укутав ее полиэтиленом, дождик, пусть небольшой, периодически капал начиная с нашего приезда на озеро. В три утра я обнаружил, что мои ноги подмокли, а на лицо капает. Осмотр показал, что в кокпит струей течет в районе мачты и натекло уже маленькое озеро. Перекурив на автобусной остановке и по возможности устранив последствия протечки (выжал носки), залез обратно, ласково вспоминая слова: "в кокпите Альбатроса при поставленной палатке удобно размещаются на ночлег три человека…"


30.09 К восьми часам мы проснулись, окончательно собирались, позавтракали и часов в девять тронулись. Дул запад, думаю метров 10, тучи сдуло, выглянуло солнце. Пока были закрыты берегом, шли под большим стакселем от 470-го (кажется, пытались поднять грот, но сразу спустили). Километров через десять волна подросла, а ветер усилился, поменяли стаксель. Если не смотреть назад, то все выглядело почти прилично, хотя, когда рядом пенясь пробегал барашек, хотелось к маме. (Высоту волны оценивать не берусь, но страшненько было: кораблик почти все время шел в режиме серфинга.) К часу достигли Чажа, где зацепились и пообедали. После горяченького все стало выглядеть намного веселее, да и ветер слегка стих (обедали мы закрытые от ветра мысом и на солнце было даже жарко). Решено было продолжить, и мы двинулись на Сярь. Повлеклись через Горскую губу, часа через полтора Генерал задумчиво спросил: "Слушай, а зачем мы едем вдоль берега, мы же до него все равно не доплывем против ветра под стакселем?" Я взял десять минут на обсуждение, покурил, скушал конфетку и согласился. Генерал переложил руль, и мы бросились через Большое Онего. Надо было поторапливаться, ибо к восьми вечера в это время года на озере наступает ночь. Целились мы на Узкие Салмы и, надо сказать, успешно: в семь часов без дополнительной коррекции курса воткнулись на южной оконечности острова, шустренько убрав кораблик из полосы прибоя. Поставили палатку, выпили по маленькой и улеглись.


01.10 Утром (точнее еще ночью) вдуло так, что палатку пришлось утеплять чернухой и полиэтиленом и растягивать по штормовому. Альбатрос, поскрипывая полз по лбу без парусов, а при порывах грозил опрокинуться (я не приукрашиваю). Дабы не искушать судьбу (все-таки на острове сидим), в кокпит набросали килограмм двести камней и отправились за грибами. Два дня основными занятиями были фотографирование и сбор грибов, ибо ветер дул метров 15, волна - около метра, изредка прыскал дождь. Погода была такая, что серьезно обсуждалась возможность перепрыгнуть на материк (он от острова в 20-ти метрах в самом узком месте) и двинуть пешком, так как время нашего похода начало подходить к концу.


03.10 На руках перенесли кораблик через остров, загрузились и тронулись на север. По небу шустро бежали отдельные тучи, из под каждой вдувало и капало (вдувало сильно, а капало не очень). Езда заключалась в перебежках от островка к островку, на которых мы пережидали прохождение очередной тучи. Дул юго-запад 12-13 м/с, порывами до 15-17. Ехали под штатным стакселем, и сильно спасало отсутствие волны, почти везде мы были прикрыты островами. Периодически скидывали и стаксель, но скорость не падала ниже 3-х км/ч. Когда вошли в Уницкую губу, произошел забавный случай: правый (восточный) берег губы представляет собой скалу метров 30 высотой со склоном около 60 градусов (т.е. почти отвесным). Чалиться там категорически негде. Дабы нас не размазало по этой скале, оставили стаксель, но желание убрать и его осталось. Шкоты я держал в руке, чтобы при порыве, или возникновении нештатной ситуации, их бросить. Когда до поворота на Ламбас оставалось километра полтора, кораблик исполнил полет над экраном… Другого объяснения у нас не нашлось: неожиданно скорость Альбатроса возросла в два (а по эмоциям, и в три) раза, при этом внешне не изменилось ничего, то есть ветер не усилился, давление на шкоты не возросло. Генерал крикнул: "Бросай шкоты!" На что я заметил, что происходящее не зависит от паруса. Через пять-десять секунд кораблик резко затормозил. (Наш Директор (как уже упоминалось, большой теоретик) пояснил произошедшее следующим образом: при небольшой волне угол атаки трамплина близок к 3-м - 5-ти градусам, то есть оптимальный для экранолета, остальное вопрос силы ветра.) Больше ничего в этот день не произошло, мы обогнули скалу и воткнулись на ее восточный склон, хорошо укрывшись от ветра. Развели 200 грамм и до ночи обсуждали литературные особенности творчества Пушкина.


4.10 Часам к 12 снялись и пошли в лавировку на юго-запад под полными парусами. Ветер около 5 м/с, волны нет вообще. Часа за два довлеклись до конца внутреннего залива. Осмотрели церковь, не понравилась. Минут за сорок доехали до Ламбаса. Развели спирту, оказалось, что второй раз (первый раз эту бутылку развели 3-его вечером, но этого никто не помнил). Пришлось выпивать 20-ти градусную водку.
Отъезд в Москву прошел без приключений, хотя переть на двоих килограмм 150 груза (Альбатрос, баллоны, мачта, руль и мелочь от большого) - это очень спортивно.

Выводы и впечатления...

<< - >>


Для радостей и гадостей.