зачем  грабли ; чайнику


Вступление на грабли (1984-1985). Грабли: 1986 (Энг-Озеро), 1987 (Онего), 1988 (Онего), 1989 (Онего), 1990 (Онего), 1991 (Онего), 1992 (Онего), 1995 (Белое море, Онего), 1996 (Ладога, Волга), 1997 (Онего), 1998 (Онего), 1999 (Белое море), 2000 (Онего),2001 (Онего)


Выводы и впечатления: 1986 (Энг-Озеро), 1987 (Онего), 1988 (Онего), 1989 (Онего), 1990 (Онего), 1991 (Онего), 1992 (Онего), 1995 (Белое море, Онего), 1996 (Ладога, Волга), 1997 (Онего), 1998 (Онего), 1999 (Белое море), 2000 (Онего)

 

Грабли шестые: Онежское озеро. 1991 год.


Прелюдия: в 91-м году я начал изготовление нового корабля, за пару недель до похода был готов новый руль и на две трети пошиты новые баллоны. И тут выяснилось, что тряпка, которую путем диких ухищрений удалось достать, закончилась. В порыве трудового энтузиазма на деку выкроили кусок из БЦК, но тут выяснилось, что шить на бытовой машинке БЦК с КАМАЗом не получается... Финал: идем на старых баллонах, испорчено 12 метров БЦК... К моменту отъезда (буквально за день) я объявил Генералу, что ехать не могу, мол ну его на хрен этот парусный туризм, подамся я в дачники. Генерал наморщил ум и изрек что-то типа: "а придется" и мы поехали. Вторая прелюдия: в тот год, если помните, водка продавалась только на свдьбу и похороны, и университетские товарищи (ставшие нынче заслуженными деятелями науки) наловчились делать спирт из этилацетата, коего, со слов Генерала, в МГУ было залейся. Рецепт не скажу (до сих пор считаю химию шаманством), но чтобы полученный рассол можно было пить без особых последствий, он требовал тройной очистки. А так как время поджимало, то аспирант, принимавший участие в выезде, успел очистить жижло только два раза. Зато, по тем временам, у нас его было много - целых 2 литра. Плюс Генерал взял поллитра "нормального гидролизного". Промежуточный финиш: выпивать начали, как только сели в поезд. Когда пришел проводник проверять билеты, налили ему стакан... больше проводника никто до Лодейного поля не видел, дверь в Лодейном открывали сами и о дальнейшей судьбе нашего железнодорожного управляющего нам ничего не известно. Итак.

13.07 Лодейное поле в 4.35. Купили билет на Вытегру. В 6 съели курицу и начали томиться. Ловить машину было неудобно. Купили хлеба, пока я спал на рюкзаках. В 9.50 подали автобус, грузились в него ~ 20 минут с руганью и треском: калабашка едва влазит в багажник, мачту передавали через головы сидящих в автобусе граждан. Приехали в Вытегру в 15.30. Взяли билеты до Туд-озера на 18.36. В процессе подошел дедушка, попросил стакан и предложил выпить. Отказались. Через час дедушку увезли. в 18.30 начали грузиться в автобус, после двух рюкзаков выяснили, что автобус не тот. В тот автобус, после того, как забили багажник, пришлось входить с 2-мя рюкзаками, мачтой и чемоданчиком, а народ уже висел из двери. Через пару минут поездки подсели еще люди, еще через пару минут вошла бабка, которая звала дедку и ругалась матом с оттягом. Фраза: "Да вы каждый день женитесь! Вон моя внучка каждый день женится!" В Туд-озере, промотавшись два часа, нашли стерню, на которую доехали за 250 на Камазе самосвале. Выпили водки, легли спать ~ 24.
14.07 Подъем в 630. (Это громко сказано, после "этилацетатовки неочищенной" лица попутчиков, выползавших из-под тента, были в состоянии легкой отечности, а Генеральское потеряло даже подобие симметрии и больше всего напоминало гибрид арбуза с камбалой, при этом оба глаза на одной стороне.) До 10 ребята ходили за лесом, я копался с продуктами. С 10-10.30 завтрак. До 16 рубка, вязка. В 16 - обед. До 21.30 (22) вязка. Ужин в 22, до 24 - руль. 24.40 лежим, отбой.
15.07 Подъем в 6.30, Генерал задохнулся в палатке и всех выгнал строить. Построили к 21 часу все, кроме швертовой и мелочей. Погода меняется. Завтра, похоже, будет дождь. Вечером выпили водки и легли спать в 22.28. (После вчерашнего "водку" очистили: березовое полено сжигается до углей, раскаленные угли опускаются в воду, тем самым получается всем известный активированный уголь, который засыпается в "этилацетатовку разведенную", потом все это фильтруется через марлю. Полученный продукт получил название "чернушка" за элегантный черный цвет. Да, еще, если кто подумал плохо, то пили не больше 500 грамм конечного продукта на четверых. В дальнейшем любое упоминание "водки" надо читать как "чернушки".)
16.07 Подъем в 8.30, вязали шверт, мелочи и т.д. ~ 13 пошел дождь. С утра ПГГ купил картошки и хлеба. Собрались и вышли в 21.15 под дождем на веслах. Потом слегка подуло. Поели кашу, причалили в 23.40. Выпили водки. Отбой в 1.30. Пионеры требуют жизненного пространства в палатке. (Утром, при обходе берега, были обнаружены странные природные явления: просека поваленных сосен диаметром до полуметра сломанных на высоте, примерно, три метра. Через некоторое время встретили лесников, разбиравших завал, на вопрос: "что это было?" Они ответили: "ветер"... Это озадачило... Нас больше бы устроил метеорит.)
17.07 Подъем ~ 9 часов. Укрепляли катамаран: переднюю, швертовую и ввязали еще одну поперечную балку. В 12 (?) пошел дождь (ливень - срывало палатку, 50 мм осадков за час!). Вечером делали уключины. Братишку отправили по весла, он принес 8 слег, ни одну из них нельзя поднять. Пионеры отбились в 23, мы с Генералом в 00.10 (00.15).
18.07 Подъем в 9 (10?). Приделывали уключины. Под дождем собрались и под дождем пошли (в 14?) в лавировку по Туд-озеру. В 16 вышли к косе, отделяющей Онего. До 17.45 обедали и беседовали с археологом (копает стоянку 7000 лет). В 18 были на воде, ~ 18.40 вышли в Онего. Повлеклись сперва на веслах, потом слегка по ветру. К часу ветер засвежел и к трем ~ 5-6 баллов (3-4), но сильная боковая волна сбивает с курса. Сделали три (4) галса в бакштаг и в 3.30 выбросились на берег в районе Муромского мыса (~ 5 - 10 км до мыса). Вытащили кат, Генерал сломал укосину. ПГГ сачкует, братишка на 4. В 6.00 19.07 засыпая веду дневник.
19.07 Подъем: мы с братишкой в 12, Генерал ~ 13.30. Делали весла. Весь день "обдув". Отбой 22.20. PS. Правда мы с Генералом просидели часов до 2-х. (А вдувало так, что пляж, на который выбросились, заливало до травы, на которой стояла палатка. Если не поленюсь, дополню сколами с фильма.)
20.07 Подъем в 10. Ветер юго-восток ~ 7 баллов. Прибой ~ 1 м. Сидим. Играли в козла, спали, ходили по грибы. Вечером доделали весла и построили стенку (защита палатки от ветра). В 22 поели, ~ 24 выпили водки. 1.45 отбой.
21.07 Подъем ~ 13. Ветер юг ~ 3-4 балла. Вышли в 15.40, в 17 обогнули мыс Муромский. В бакштаг, со скоростью 4 узла за 3 часа дошли до Бесова носа (20.15). Встали в 24. В 23.30 влетели в болото, очень туго в бейдевинд вышли из него (сплошь топляк) и вошли в следующую губу с отличной стоянкой и для ката и для людей. 3.00 22.07 сидим с Генералом у карты. (Прошли Шальский.)
22.07 Делали баню. Баня не вышла: замерзли. Днем меня укусил клещ, сделали надрез и извлекали головку (хирургия ржавыми скальпелями, набор коих Генерал возил аж с 88-го года). На завтра прогноз запад 10 м/с. 23.05 отбой.


23.07 Подъем ~ 13, до 17 еда, делали весло. В 17.50 вышли. 24.07 13.05 стоим у Песчаного. Штиль (ветер запад-северо-запад 1-2 балла) прошли 46 км.
24.07 в 16.40 (?) пройдено 48 км (49?) 5 км северо-западнее Песчаного.

На этом дневник закончился, далее воспоминания. Конечной целью было достижение Хеда, Мега
или Клим Носа, далее планировалось, что я отправлюсь за тетками и детьми, а Генерал с остатками экипажа покатается недельку и даст знать в Москву, где он меня с балластом встретит, дабы в семейном кругу постоять недельку в красивом месте. Застряли мы в район Песчаного радикально: когда отходили от пляжа рядом с деревней, погода была "я вас умоляю" - почти полный штиль, жара. Развлекались тем, что прыгая за борт, пытались тянуть катамаран за собой. Однако минут через сорок слегка подуло с севера (а вокруг всего озера с утра мило стояли облака в форме "башенок и наковаленок", что по лоции предвещало нехорошее). Через двадцать минут это подуло перешло в полное дуло. К этому времени мы сделали два галса и начали исполнять третий... Начало раскачивать волну и тихо загудели ванты, всем захотелось на берег. Рванули к берегу. Очень стремились попасть в некий загубок, дабы хоть как-то закрыться от волн, но до загубка не дотянули метров 150-200. Уходить от берега было уже страшновато, взялись за весла. За полчаса (!) упорной гребли (двое на распашных веслах, двое байдарочными огрызками) добрались до заветного загубка. От ветра нас закрывал мысик длиной метров 30. Пляж, который мы разглядели с воды, представлял собой накат из бревен (самое большое, по нашим оценкам, диаметром полтора метра) покрытый песком. Лес на берегу не распологал к постановке палатки, а так как все еле стояли на ногах после суток без сна, решили поставить тент на пляжу. На следующий день, проснувшись в 4 утра я вышел покурить и обнаружил, что волны в силу дифракции начали заходить в нашу гавань и заливать наше пристанище: ручей тек уже под тентом. Экипаж потихоньку вылезал из-под тента. Последним оказался ПГГ. Когда я заглянул внутрь, в трех сантиметрах от руки мирно храпящего матроса текла полноводная река. Дуло начало сопровождаться дождиком. Весь день был посвящен осмотру местности, подготовкой места для палатки и строительству навеса. Вечером стало ясно, что стихия разыгралась. Устроили с Генералом совнарком и решили, что на следующий день я отправляюсь в столицу, а Генерал и матросы пытаются перегнать корабль в приличное место, откуда мне выдается телеграмма и назначается место встречи. Утром, лишив меня надежды на завтрак (мол достаточно над нами издевался, теперь есть мы будем сами, а ты все равно завтра будешь в Москве, там и поешь), меня выставили из лагеря. Генерал решил составить компанию, дабы прикупить хлеба в цивилизации. Две фотографии относятся именно к моему исходу в столицу.

Видик что надо, а запах... Вышли мы на трассу часов в 10, Генерал двинулся в магазин, а я остался караулить автобус. Через полчаса ко мне присоединился дед, которого провожала бабка и зять. Поинтересовавшись был ли атобус в сторону Шалы и узнав от меня, что не было, они постояли до 11 и ушли домой. Из разговора я понял, что дед едет в Питер (что из тех мест почти как в Москву), а Кометы из Шалы не ходят, ибо "он как штормит". К четырем, когда должен был идти еще один автобус они вернулись. Автобус, кажется Питерский экспресс, проехал не останавливаясь - все места в нем были заняты. "Ну что ж - сказал дед - не уехал сегодня, уеду завтра"... Это меня сразило: я представил, как какой-нибудь москаль собирается из столицы в Питер и из-за того, что не сел в автобус, откладывает поездку на завтра... Воистину "Аллах не терпит суеты". Эта неторопливость местных жителей, их спокойствие, как они умиротворяюще действуют на нас возбужденных и вечно суетящихся москалей. Моя жена, когда вернулась с озера, две недели боялась посещать магазины: ей казалось, что все хотят ее ударить... Но я отвлекся. Часов в пять (17) я поймал попутку - Колхиду с грузом камней, один камень на 8 тонн, другой - на 3. Водитель, москвич, взялся доставить меня на вокзал, хотя и предлагал поехать сразу до Москвы, но я торопился и отказался. Дальше совсем коротко: на последний поезд я успел, в Москве поставил на уши наших жен и детей, и через неделю Генерал встретил нас в Сенной губе. Неделю мы стояли на острове, катались на кораблике и ловили рыбу на кузнечиков. Гостевал у нас уже упомянутый Боря Паевщиков со своей командой. В этот раз он плавал на корабле "Великая Стая" размерами что-то около 12х9 метров, с поплавками диаметром 80 см и с гротом 30 метров. По палубе можно было гулять! Наш кораблик (6х3) выглядел как тузик рядом с этим мастадонтом. Мы ездили на "Стае" за дровами и привезли около двух кубов. В общем, больше кораблей такого размера я на озере не встречал. В 97-м я видел, как "Стая" шла через Большое Онего от Суйсаря на Уницкую губу в бейдевинд по барашкам под полными парусами. Опять отвлекся.. Я с семейством через неделю убыл в столицу, а Генерал со своими продолжил плавание и достиг Ламбаса, где познакомился с замечательными ребятами, у которых и оставил барахло на зиму.

Выводы и впечатления...



<< - >>


Для радостей и гадостей.