зачем  грабли ; чайнику


Вступление на грабли (1984-1985). Грабли: 1986 (Энг-Озеро), 1987 (Онего), 1988 (Онего), 1989 (Онего), 1990 (Онего), 1991 (Онего), 1992 (Онего), 1995 (Белое море, Онего), 1996 (Ладога, Волга), 1997 (Онего), 1998 (Онего), 1999 (Белое море), 2000 (Онего),2001 (Онего)


Выводы и впечатления: 1986 (Энг-Озеро), 1987 (Онего), 1988 (Онего), 1989 (Онего), 1990 (Онего), 1991 (Онего), 1992 (Онего), 1995 (Белое море, Онего), 1996 (Ладога, Волга), 1997 (Онего), 1998 (Онего), 1999 (Белое море), 2000 (Онего)


Выводы и впечатления. Онего. 1987 год.

- Запас живучести надувного корабля с грамотно связанной рубленой рамой превосходит разрушительные возможности Онежского озера. Ни в этом походе ни в следующих разрушения деревянной рамы не наступало, в отличие от дюралевой...
- Вязать трамплин из жердочек - очень спортивно, но не правильно. В двух следующих походах палубу делали из досок, что очень удобно, но неподъемно, дальше перешли на сетку от гамака, закончив кокпитом из ТЭЗы.
- Веревочки категорически не подходят для стоячего такелажа и оттяжек шверта. Можно использовать только трос. Заделка троса через медные трубочки (и коуш и огон мы до недавнего времени исполняли только из отоженных медных трубочек подходящего диаметра, сейчас коуши появились из железа, и мы перешли на них). Если читающий это будет смеяться, мол, дураку понятно, что веревка тянется, смею уверить, что таких, как мы тогда, много и поныне: в 2000-м году на Белом море я встретил экипаж из 6-ти (или 7-ми, не досчитал) человек на очень похожем корабле с рубленой мачтой расчаленной плоской стропой.
- Руль из пластины ведет себя своеобразно: он сперва изгибается, а уже потом рулит. То есть катамаран на переложенный руль отвечает не сразу, а подумав пару секунд.
- Различные ответственные детали корабля должны быть максимально независимы друг от друга: в нашем случае, бизань выбила баллер, а поставь мы ее на независимую балку, глядишь, и обошлось бы.
- Оставленный в прибое катамаран с баллонами из тряпки (любой плотности, но без покрытия) будет протерт песком и галькой менее чем за ночь. Думается, что и баллоны из ТЭЗы (или аналогичных материалов) тоже не дадут стопроцентной уверенности, что оставленный в воде кораблик сохранит свои качества после ночевки в прибое. В дальнейших путешествиях для корабля всегда искалась закрытая бухта, или корабль выводили на рейд и ставили на якорь.

- Стеклопластиковая сборная мачта не получилась, хотя я не думаю, что это направление неверно в принципе. И, возможно, попытаюсь когда-нибудь такую штуку слепить.
- Катамаран не ходит на веслах по стоячей воде. Особенно когда это очень нужно - при волне и усилении ветра. Турист, поверивший в паспортные данные Альбатроса, что он (Альбатрос) может двигаться на веслах со скоростью байдарки, сильно рискует не подойти к заветному берегу. Угребаться на любом катамаране против ветра, - то же, что плыть на нем против течения, - можно, но очень недолго. Объяснение этого феномена оставлю в качестве домашнего задания.
- Шверт из фанеры - вещь условно надежная, но очень тяжелая. Кроме того, он требует качественной оклейки стеклотканью и желательно покраски, при этом крайне противен в изготовлении - строгать фанеру, доложу вам, занятие для крепких духом мужчин. Да и вес его приближается к 15 кг.
- Парус из брезента лучше, чем парус из искусственного шелка, но тяжел. К следующему походу были пошиты паруса из ткани палаточной, которые прослужили нам до 1992 года.
- Катамаран без хода на приличной волне имеет шанс набрать задний ход и встать на руль. Такое упражнение, я думаю, не выдержит ни одна конструкция. И хотя больше таких поломок у нас не было, а рули ломались по другим причинам, оставлять корабль без хода неразумно.
- По нынешним временам, чтоб они длились дольше, купить поесть можно практически везде и необходимость тащить с собой лишнюю сотню килограмм отпала. Остальные впечатления от доли завхоза лучше чем в бессмертной книге "На байдарке" описать невозможно (в иные годы я брал с собой книгу "Чудо голодания" Поля Брега, дабы избежать упреков в скудости пищи). Ну и еще одно кулинарное наблюдение: от винегрета из сухарей с сублиматами интенсивно развивается запор, прошу прощения за излишний физиологизм. При такой диете в поезде на обратной дороге, сидя на горшке от Петрозаводска до Лодейного Поля, вы будете вспоминать строки Бажова: "что Данила-Мастер, не выходит каменный цветок?" Замена сухарей на хлеб, а "мясной начинки" - на тушенку эту проблему решило. Но вот сохранить хлеб дольше двух недель оказалось неразрешимой проблемой.

Грабли вторые: Онего. 1987 год.


<< - >>


Для радостей и гадостей.