- Запас живучести
надувного корабля с грамотно связанной рубленой рамой превосходит
разрушительные возможности Онежского озера. Ни в этом походе ни в
следующих разрушения деревянной рамы не наступало, в отличие от дюралевой...
- Вязать трамплин из жердочек - очень спортивно, но не правильно.
В двух следующих походах палубу делали из досок, что очень удобно,
но неподъемно, дальше перешли на сетку от гамака, закончив кокпитом
из ТЭЗы.
- Веревочки категорически не подходят для стоячего такелажа и оттяжек
шверта. Можно использовать только трос. Заделка троса через медные
трубочки (и коуш и огон мы до недавнего времени исполняли только из
отоженных медных трубочек подходящего диаметра, сейчас коуши появились
из железа, и мы перешли на них). Если читающий это будет смеяться,
мол, дураку понятно, что веревка тянется, смею уверить, что таких,
как мы тогда, много и поныне: в 2000-м году на Белом море я встретил
экипаж из 6-ти (или 7-ми, не досчитал) человек на очень похожем корабле
с рубленой мачтой расчаленной плоской стропой.
- Руль из пластины ведет себя своеобразно: он сперва изгибается, а
уже потом рулит. То есть катамаран на переложенный руль отвечает не
сразу, а подумав пару секунд.
- Различные ответственные детали корабля должны быть максимально независимы
друг от друга: в нашем случае, бизань выбила баллер, а поставь мы
ее на независимую балку, глядишь, и обошлось бы.
- Оставленный в прибое катамаран с баллонами из тряпки (любой плотности,
но без покрытия) будет протерт песком и галькой менее чем за ночь.
Думается, что и баллоны из ТЭЗы (или аналогичных материалов) тоже
не дадут стопроцентной уверенности, что оставленный в воде кораблик
сохранит свои качества после ночевки в прибое. В дальнейших путешествиях
для корабля всегда искалась закрытая бухта, или корабль выводили на
рейд и ставили на якорь.
- Стеклопластиковая сборная мачта не получилась, хотя я не думаю,
что это направление неверно в принципе. И, возможно, попытаюсь когда-нибудь
такую штуку слепить.
- Катамаран не ходит на веслах по стоячей воде. Особенно когда это
очень нужно - при волне и усилении ветра. Турист, поверивший в паспортные
данные Альбатроса, что он (Альбатрос) может двигаться на веслах со
скоростью байдарки, сильно рискует не подойти к заветному берегу.
Угребаться на любом катамаране против ветра, - то же, что плыть на
нем против течения, - можно, но очень недолго. Объяснение этого феномена
оставлю в качестве домашнего задания.
- Шверт из фанеры - вещь условно надежная, но очень тяжелая. Кроме
того, он требует качественной оклейки стеклотканью и желательно покраски,
при этом крайне противен в изготовлении - строгать фанеру, доложу
вам, занятие для крепких духом мужчин. Да и вес его приближается к
15 кг.
- Парус из брезента лучше, чем парус из искусственного шелка, но тяжел.
К следующему походу были пошиты паруса из ткани палаточной, которые
прослужили нам до 1992 года.
- Катамаран без хода на приличной волне имеет шанс набрать задний
ход и встать на руль. Такое упражнение, я думаю, не выдержит ни одна
конструкция. И хотя больше таких поломок у нас не было, а рули ломались
по другим причинам, оставлять корабль без хода неразумно.
- По нынешним временам, чтоб они длились дольше, купить поесть можно
практически везде и необходимость тащить с собой лишнюю сотню килограмм
отпала. Остальные впечатления от доли завхоза лучше чем в бессмертной
книге "На байдарке" описать невозможно (в иные годы я брал
с собой книгу "Чудо голодания" Поля Брега, дабы избежать
упреков в скудости пищи). Ну и еще одно кулинарное наблюдение: от
винегрета из сухарей с сублиматами интенсивно развивается запор, прошу
прощения за излишний физиологизм. При такой диете в поезде на обратной
дороге, сидя на горшке от Петрозаводска до Лодейного Поля, вы будете
вспоминать строки Бажова: "что Данила-Мастер, не выходит каменный
цветок?" Замена сухарей на хлеб, а "мясной начинки"
- на тушенку эту проблему решило. Но вот сохранить хлеб дольше двух
недель оказалось неразрешимой проблемой.
Грабли
вторые: Онего. 1987 год.